РУС БЕЛ ENG

Память и боль белорусской земли

Геноцид в годы войны

О геноциде белорусского народа

«Великая Отечественная война оставила белорусскому народу тяжелое наследие – память о страшных трагедиях людей, ставших свидетелями и жертвами чудовищных преступлений фашизма.

Мы никогда не смиримся с ужасом родителей, на глазах у которых умирали дети. Нам никогда не забыть страх и беспомощность ребенка, ищущего защиты у взрослого и не понимающего, за что отнимают у него жизнь. Нам не простить горя отца, выжившего, но потерявшего своего сына, и слез мальчика, нашедшего спасение под телом убитой матери.

Вспоминая Хатынь, мы вспоминаем тысячи зверски уничтоженных деревень. Оплакивая жертв этих ужасных событий, оплакиваем каждого третьего жителя Беларуси, погибшего во время Второй мировой войны. Эта боль навсегда останется в наших сердцах как память о жестоких преступлениях против человечности. И им нет оправдания.

Слишком дорогой ценой досталась свобода родной земли нашему народу. Историческую память о тех страшных годах мы бережно сохраним и передадим детям как иммунитет против любой внешней агрессии и националистической враждебности. Как понимание того, что ничто на свете не стоит отобранной человеческой жизни.

Мы, белорусы, носители генной памяти нечеловеческих страданий народа, выстоявшего в Великой Отечественной войне, говорим всем: «Пусть скорбный звон колоколов Хатыни звучит и предостерегает от повторения страшной трагедии. Пусть их металлический плач донесется до тех уголков Земли, где сегодня забыли о том, что жизнь – это дар свыше, мир – самая большая ценность.

Мы должны это помнить всегда!»

Из обращения Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко к соотечественникам по случаю 75-летия Хатынской трагедии  22 марта 2018 г.

 

Политика фашистского геноцида на оккупированной территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны — это карательные операции и тысячи сожженных деревень, лагеря смерти, гетто и другие места принудительного содержания, показательные казни и устрашающие виселицы в городах. 

Все это пришло в Беларусь 22 июня 1941 года...

 

      

Шталаг-352: людей давили танками, применяли извращенные казни

С июля 1941-го по июнь 1944 г. Лагерь военнопленных, находившийся на территории современного микрорайона Масюковщина в Минске. Мученическую смерть здесь приняли более 80 тысяч человек. 

Людей содержали в сараях с земляным полом, в жуткой вони и грязи, темноте. Хлипкие нары под телами людей ломались, и часто они оказывались придушенными или раздавленными.

С особым цинизмом относились к проштрафившимся: на несколько дней их садили в миниатюрные клетки с холодным полом и колючей проволокой вместо крыши, встать в полный рост было невозможно. Мало кто это выдерживал. Бушевали болезни, в частности дизентерия. Изможденные люди при этом тяжело трудились. Умирали сотнями ежедневно. Кто своей смертью, а кого пристреливали, когда бросался к ограждению за гнилой картошкой. Посудой в лагере, в которую наливали несъедобную жижу, иногда служили шапки и даже ладони.  Применялись порка, повешение, мучительные казни. Например, подвешивали на крюки за подбородок. По сведениям местных жителей, места захоронения расстрелянных укатывали танком, но даже после этого земля продолжала шевелиться. 

Тростенец. Незаживающая рана 

С осени 1941-го по конец июня 1944 г. Это крупнейшее место уничтожения людей стоит в одном ряду с Освенцимом, Майданеком, Треблинкой. Тростенец объединяет несколько мест: урочище Благовщина, где расстреливали, лагерь рядом с деревней Малый Тростенец, урочище Шашковка, где несчастных сжигали. По официальным данным, здесь погибло 206,5 тысячи человек. Но озвучивают и другие цифры: 546 тысяч.  О них свидетельствуют документы Чрезвычайной госкомиссии от 1944 г.  Сюда свозили население не только из Беларуси, но и из Австрии, Польши, Чехословакии, Франции, Германии. 

Людей загружали тяжелейшим трудом на нужды фашистов (выращивали овощи, растили скот, чинили обувь-одежду), кто не справлялся — расстреливали.

 

Любой из охраны мог без причины избить, убить, повесить узника. Во время построения собаки могли в клочья разорвать человека. Существовали и виселицы, мертвые раскачивались на них по нескольку дней. Действовала комната пыток, истязания в которой длились сутки.  Для массового уничтожения использовались душегубки — специальные автомобили с крытым кузовом и герметичной дверью. В них вывозили в Тростенец узников минской тюрьмы и конц-лагеря по улице Широкой. Сегодня на месте страшных событий создан мемориальный комплекс. 

Хатынь. Иди и смотри!

22 марта 1943 г. Трагедия произошла утром 22 марта 1943-го. Накануне в перестрелке с партизанами убит немецкий шеф-командир роты Ганс Вельке. Случай из ряда вон для нацистов. Вельке известен в Германии: спортсмен, олимпийский чемпион 1936 г. Фашисты пришли в ярость. Для подкрепления были вызваны полицейские из Плещениц, а также эсэсовцы особого батальона Дирлевангера. В ходе карательной операции вышли к Хатыни — небольшой деревне из 26 хат. 

Всех, кто там был, согнали в сарай. И подожгли… Жуткие рыдания, крики поднялись над округой. Кто-то вырывается из огня, но падает, скошенный пулей... Дети, старики, женщины, целые семьи. 75 детей до 16 лет, 74 взрослых. Все имена установлены.

Шесть человек стали свидетелями хатынской трагедии: единственный взрослый свидетель (Иосиф Каминский) и пятеро детей. Иосиф Каминский, чья скульптурная фигура с погибшим сыном на руках встречает всех, кто посещает мемориальный комплекс «Хатынь», вспоминал, как поднял обгоревшего сына, а у того свисали кишки... Сегодня ни на одной карте не найти белорусскую деревню Хатынь Логойского района. На ее месте в 1969 году был открыт мемориальный комплекс «Хатынь», ставший символом всех сожженных деревень Беларуси.

Озаричи. Это не должно повториться

С 10 по 19 марта 1944 г.

Лагерь смерти недалеко от Озаричей, деревни Подосинник, поселка Дерть. Создан гитлеровцами для распространения среди мирного населения и в рядах наступающей Красной армии инфекций и массового уничтожения людей. Сюда сгоняли под предлогом эвакуации. Вместе с узниками размещали зараженных сыпным тифом, специально доставленных из больниц. Заражали и через хлеб, который бросали прямо в грязь. На голой земле на болотистом месте, обнесенном колючей проволокой, с заминированными подходами содержалось около 50 тысяч человек. Им нельзя было разводить огонь, собирать сухие ветки для подстилки, приближаться к ограждениям. Иначе — расстрел...

За несколько дней существования лагеря уничтожено не менее 9000 человек.  Ежедневно здесь умирали тысячи людей. Их никто не хоронил, трупы намеренно оставляли здесь же. Это была настоящая фабрика смерти, хотя и без крематория. Даже в Бухенвальде и Освенциме у людей были крыша над головой и похлебка, в Озаричах — болото под открытым небом.

Каратели сожгли свыше 9000 (!) сельских населенных пунктов. Многие не возродились. 

Почти 5300 сел и деревень фашисты уничтожили со всеми или с частью жителей. Нацистами и их пособниками было проведено более 140 крупных карательных операций.

Красный Берег, Минское гетто и множество других мест принудительного содержания гражданского населения — таких 260.

 

Приведенные факты — лишь некоторая часть примеров, зримо и убедительно иллюстрирующих бесчеловечную суть целенаправленной политики уничтожения не покорившейся оккупантам белорусской нации в годы Великой Отечественной войны.  Для насаждения нового порядка оккупанты избрали политику геноцида. История деревень Хатынь, Ола, Борки, существование лагерей смерти, гетто, мест принудительного содержания, проведение карательных операций, множество других примеров массового кровавого террора тому подтверждение. 

Белорусский народ хотели поставить на колени, заставить служить. Нет — тогда раздавить, унизить, стереть с лица земли с немыслимой жестокостью. Не получилось. Истинные белорусы привыкли склонять головы перед подвигом, но никогда перед врагом.

Нацистами и их пособниками было проведено более 140 крупных карательных операций, целью которых было физическое уничтожение партизан, разорение экономической базы движения народных мстителей, убийство местного населения и угон трудоспособных в Германию, вывоз ресурсов, сельхозпродукции, скота. Разоренные деревни сжигались, часто вместе с людьми. Таким образом создавалась мертвая зона, где не было никого и ничего... 

Особенно это проявилось в 1943 году во время карательной операции «Зимнее волшебство». Напомним, в ней участвовали латышские полицейские батальоны. За полтора месяца сожжено более 430 деревень, уничтожены тысячи мирных жителей и тысячи угнаны на принудительные работы. 

Счет к фашистам и их пособникам огромный. Уверены, расследование в рамках возбужденного Генеральной прокуратурой уголовного дела о геноциде населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период дополнит список потерь многострадального белорусского народа.

Интернет-проект «Партизаны Беларуси»

https://partizany.by/

 

Интернет-проект «Белорусские деревни, сожженные в годы Великой Отечественной войны»

http://db.narb.by/

Геноцид. Презентация.

https://disk.yandex.by/i/3CYnyJ7EfZELDg

Выступление

 

Уважаемые гости!

Слайд 1 (Заставка презентации)

Слайд 2 (Возбуждение уголовного дела)

События августа 2020 года заставили нас обратиться к истории нашего государства. Они показали, что мы стали забывать уроки истории, пренебрегать достигнутыми жизнью и кровью наших родных и близких благами – миром, свободой, правом на самоопределение.

Именно эти антиобщественные и антипатриотические события явились фактором, способствовавшим принятию в апреле 2021 г. Генеральной прокуратурой решения о возбуждении уголовного дела по ст.127 УК Республики Беларусь по факту геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны - одного из самых отвратительных из известных человечеству преступлений.

Слайд 3-5 (Геноцид – понятие)

Что такое геноцид?

Если ответить максимально просто, то геноцид — это уничтожение людей определенной нации, этноса, расы или религии.

Слайд 6 (План «Барбаросса»)  

Умысел на проведение геноцида был закреплен в нормативных документах нацистской Германии.

Напомню лишь некоторые факты военных преступлений нацистской Германии и ее пособников.

Развязав Вторую мировую войну и приняв план нападения на СССР «Барбаросса», генеральный план «Ост», руководство Германии разработало документы, в которых военные преступления возводились в разряд государственной политики.

 Слайт 7 (План «Ост»)

На оккупированных территориях СССР было начато истребление местного населения, приведшее к уничтожению около 3 миллионов граждан (1/3 населения республики). На принудительные работы было отправлено около 400 тысяч человек, из которых десятки тысяч погибли, не выдержав жестоких условий эксплуатации.

На территории современной Беларуси проведено более 140 крупных карательных операций, в ходе которых уничтожено более девяти тысяч деревень.

Слайд 8 (уничтожено 1,4 млн. человек)

В период войны в Беларуси функционировало свыше 500 мест принудительного содержания гражданского населения, 260 лагерей смерти и 170 гетто, в которых уничтожено не менее 1,4 миллиона человек.

По уголовному делу допрошено более 3 тысяч узников нацистских лагерей. По свидетельствам живых очевидцев, люди содержались в дощатых бараках в отсутствие каких-либо гигиенических условий. Зимой многие умирали от переохлаждения и болезней. За малейшее нарушение режима, а зачастую и беспричинно, применялось насилие – избивали резиновыми палками, плетками с металлическими наконечниками. При очень скудном питании работать приходилось по 12-14 часов, умерших сжигали в печах, после чего пеплом удобряли поля.

(Тростенец)

Так, в концлагере «Тростенец» уничтожено около 540 тысяч человек. До настоящего времени точное количество жертв и их личности не установлены. Специальная комиссия, изучавшая захоронения, определила приблизительное количество жертв, исходя в том числе, из объема пепла, оставшегося после сжигания мертвых.

 (Озаричи)

«Озаричи» - это созданный в марте 1944 г. состоявший из трех немецких концентрационных лагерей комплекс, располагавшийся на территории современного Калинковичского района Гомельской области. В лагере содержалось более 50 тысяч человек, из которых более 16 тысяч погибли. Людей сгоняли на огороженную колючей проволокой болотистую местность, где узники находились под открытым небом. Подходы к лагерю были заминированы. Людей не кормили. Чтобы хоть как-то согреться и спасти себя и детей, приходилось снимать одежду с трупов.

Один из очевидцев тех событий вспоминает, что они долго шли пешком, а по сторонам были немцы с овчарками. Тех, кто не мог больше идти, расстреливали на дороге. Так они пришли в д.Озаричи. Людей было очень много и некоторые сидели на трупах ранее убитых. Рядом с живыми лежали тела детей и взрослых, умерших от переохлаждения и голода.

Эти сведения подтверждаются и показаниями других выживших свидетелей. Людей умышленно заражали оспой, тифом, чтобы заразить солдат и задержать наступление Красной армии. Одна из допрошенных узниц сообщила, что взрослые складывали из трупов домики и прятали там детей для того, чтобы хоть как-то обогреть и сохранить детям жизнь. Издеваясь, фашисты бросали детям печенье, после чего натравливали собак, которые рвали детей живьем. Как сообщила одна из допрошенных, ее вес в возрасте шести лет после освобождения составлял 10 кг. Некоторые свидетели рассказывали, что перед тем как загнать людей за колючую проволоку, их заставляли открыть рот и вырывали щипцами золотые коронки.

Как отмечалось в документах Нюрнбергского трибунала, условия в лагере ничем не отличались от концентрационного лагеря, однако лагерь «Озаричи» не признан концентрационным. По этой причине его узники не получили соответствующей компенсации.

 (Гетто)

Минское гетто было одним из самых крупных в Европе, а на оккупированной территории СССР занимало второе место по количеству узников после Львовского. Через Минское гетто прошло около 120 000 евреев, из которых минимум 105 000 погибли.

В качестве результата расследования уголовного дела планируется обращение в международные организации по вопросу признания геноцида белорусского народа на международном уровне.

 (Хатынская трагедия)

Трагическая история белорусской деревни Хатынь, к тому времени уже полтора года находившейся в зоне немецкой оккупации, началась 21 марта 1943 года, когда в ней заночевал партизанский отряд Василия Воронянского. Утром 22 марта группа партизан специально повредила линию связи фашистов. На ликвидацию повреждения отправилось подразделение 118-го полицейского охранного батальона. Здесь полицаи угодили в партизанскую засаду, среди убитых фашистов оказался и шеф-командир первой роты гауптман Ганс Вельке, который, несмотря на сравнительно невысокий чин, был хорошо известен Гитлеру и пользовался его особым покровительством. 

Преследуя нападавших бойцов, каратели тщательно прочесали окружавший их лесной массив и вышли к Хатыни.  

 Все население Хатыни от мала до велика — стариков, женщин, детей выгнали из домов и загнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать; но тех, кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов, автоматов и винтовок.  Стрельба прекратилась лишь тогда, когда затихли крики и стоны, и пока не обвалилась крыша сарая.

В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лет.

 (Зимнее волшебство)

Следует особо подчеркнуть, что в геноциде мирного населения принимали участие коллаборационистские формирования, состоящие из националистов Латвии, Литвы и Украины, бойцов формирования «Армия Крайова».

Только одним 12-м литовским батальоном в 1941 году на территории Минской области убито более 10 тысяч мирных граждан.

В феврале-марте 1943 г. с участием литовских и латвийских батальонов проведена карательная операция «Зимнее волшебство», нацеленная на создание «мертвой земли», то есть территории, где вдоль латвийской границы исключались проживание и пребывание населения в полосе шириной 30-40 километров. В ходе указанной операции уничтожено 387 населенных пунктов, убито свыше 13 тысяч мирных жителей, более 7 тысяч человек насильно вывезено на принудительные работы.

 (Праздник весны)

Латвийскими полицейскими подразделениями с 11 апреля по 4 мая 1944 г. проведена карательная операция «Праздник весны», жестоко расправившимися с мирными жителями деревень Ушачско-Лепельской зоны. Так, на вопрос о причинах нахождения вокруг деревни сотен трупов женщин, стариков и детей был ответ: «Мы их убили, чтобы уничтожить как можно больше русских».

Свидетельскими показаниями подтверждаются и факты преступлений, совершенных в Беларуси членами формирования «Армия Крайова», производившими аресты, убийства мирных жителей, принимавшими участие и в других многочисленных актах геноцида мирного населения Беларуси.

Слайд 9 (Карта сожженных деревень)

Уже первые следственные действия показали, что масштабы трагедии белорусского народа могут быть значительно больше, чем предполагалось ранее. На основании сведений, полученных в ходе расследования уголовного дела о геноциде, Национальное кадастровое агентство опубликовало на Публичной кадастровой карте пространственный слой, содержащий информацию о местоположении населенных пунктов современной территории Беларуси, сожженных фашистскими оккупантами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. По мере сбора новых доказательств карта будет корректироваться.

Слайд 10 (План «Ольденбург»)

Согласно фашистскому плану «Ольденбург», осуществлялось тотальное изъятие и отправка в Германию продовольствия, сырья, промышленной продукции и оборудования, а также музейных экспонатов, произведений искусства, памятников культуры. Даже чернозем вычерпывался экскаваторами и вывозился в Германию.

К слову, на современном этапе практика экономического удушения народов вновь востребована, в виде так называемой санкционной политики.

Слайд 11 (Разрушенные города)

Во время войны в Беларуси разрушено 209 городов и поселков, 9200 сел, наибольший вред причинен организациям промышленности, железнодорожного транспорта, жилищно-коммунального хозяйства. Практически уничтожены пищевая, машиностроительная, металлообрабатывающая, сельскохозяйственная и лесная отрасли.

Слайд 12 (Ущерб культуре)

Разрушению подверглись тысячи театров и клубов, музеев, библиотек, сотни учреждений науки, образования. Наиболее ценные картины, рукописи, гравюры вывезены в Германию.

Слайд 13 (Логойский район)

Одно из мест массового уничтожения мирного населения находится на территории Логойского района Минской области. Только в этом месте количество истребленных детей, женщин и стариков значительно больше архивных сведений. Выявленная там картина ужасает нечеловеческой жестокостью.

В ходе осмотра обнаружены останки более 500 человек, их личные вещи (расчески, пряжки от ремней, пуговицы, подошвенные части обуви и др.), а также пули и гильзы.

Согласно заключению экспертов, возраст погибших составляет от 4 до 70 лет. Исходя из направления раневых каналов можно утверждать, что в момент расстрела часть людей положили лицом вниз, а других – поставили на колени и убили выстрелом в затылок. Даже на опытных прокуроров и следователей произвела впечатление картина прижатых к груди матери младенцев.

В ходе баллистической экспертизы установлено, что обнаруженные гильзы изготовлены в 1936-1941 гг. на заводах в Германии и Польши.

Слайд 14 (Связь времен, бчб-символика)

При расследовании уголовного дела анализируются архивные источники, видео и фотоматериалы, иные документальные материалы о деятельности коллаборационистских формирований, действовавших под контролем немецких властей (Союз белорусской молодежи, Белорусская краевая оборона, Белорусская самопомощь и т.д.).

Целью их создания являлось совершение действий, направленных на насильственное изменение территориальной целостности страны, разжигание национальной и социальной вражды и розни, борьбу с советской властью, коммунистами, партизанами, уничтожение лиц еврейской национальности.

Стержневым элементом идеологии практически всех пособников фашистов на оккупированной территории БССР в годы Великой Отечественной войны являлся бело-красно-белый флаг.

Слайд 15 (Никогда больше)

Подводя итог моего выступления, необходимо отметить, что расследование геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, несомненно, является данью памяти погибшим, безвинно уничтоженным гражданам нашей страны. Но, одновременно, нацелено на обеспечение соблюдения принципов неотвратимости ответственности, восстановления исторической и социальной справедливости, защиту интересов белорусов как социальной общности, служит реализации антифашистского принципа: «Никогда больше!».

Пользуясь случаем хочу напомнить, что главной задачей студента является получение знаний. В учреждении образования не должно быть места для политической деструктивной деятельности, поскольку это напрямую противоречит целям и задачам образовательной деятельности и уставу вуза.

Необходимо четко понимать, что распространение информации, признанной экстремистской, преследуется по закону и влечет ответственность по ч.2 ст.19.11 КоАП с наложением штрафа на физическое лицо в размере от 10 до 30 базовых величин, или общественные работы, административный арест с конфискацией предмета правонарушения, орудий и средств его совершения.

И каждый из вас должен спросить себя – чего он хочет – спокойно жить и учиться в мирной процветающей стране или пойти на поводу у науськивающих на вражду и совершение противоправных действий «советчиков». Вы – наше будущее, вам строить в дальнейшем жизнь, в которой расти вашим будущим детям.

И для этого следует помнить и учитывать уроки истории, чтобы, как уже было сказано, «Никогда больше».

Слайд 16 (Благодарю за внимание)

свернуть

Расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа

Генеральная прокуратура Республики Беларусь в апреле 2021 года возбудила уголовное дело по факту геноцида населения Беларуси во время Великой Отечественной войны и послевоенный период.

В основу принятого решения положены сведения о гибели миллионов белорусов и иных лиц вследствие зверств немецких оккупантов и их пособников.

Начатый Генпрокуратурой уголовный процесс по расследованию фактов геноцида направлен на установление конкретных лиц из числа немецких захватчиков и их пособников, которым удалось избежать ответственности за убийства мирных жителей, издевательства и пытки в концлагерях и гетто, массовый угон гражданского населения в немецкое рабство.

Сведения из уголовного дела позволят поставить перед международными организациями вопрос о признании Беларуси пострадавшей от геноцида, пресечь попытки обесценить историческую правду.

https://adu.by/ru/pedagogam/rassledovanie-ugolovnogo-dela-o-genotside.html

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования

Республики Беларусь

 

________________А. В. Кадлубай

22 августа 2023 г.

 

 

 

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«Об изучении в учреждениях общего среднего образования материалов о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны»

 

  1. Общие положения

В апреле 2021 г. Генеральная прокуратура Республики Беларусь возбудила уголовное дело по факту геноцида белорусского народа во время Великой Отечественной войны и послевоенный период.

5 января 2022 г. Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко подписал Закон «О геноциде белорусского народа». Законом предусматривается юридическое признание геноцида белорусского народа, совершенного нацистскими преступниками и их пособниками в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (до 1951 года).

С учетом результатов расследования Генеральной прокуратурой подготовлены информационно-аналитические материалы и документы:

Геноцид белорусского народа = Genocide of the Belarusian people : информационно-аналитические материалы и документы / Генеральная прокуратура Республики Беларусь ; под общей редакцией А. И. Шведа. – Минск : Беларусь, 2022. – 175 с. (https://adu.by/images/2022/08/Genocide-belorusskogo-naroda.pdf).

Геноцид белорусского народа. Лагеря смерти = Genocide of the Belarusian people. Death camps / Генеральная прокуратура Республики Беларусь ; под общей редакцией А. И. Шведа. – Минск: Беларусь, 2022. – 335 с.

Для изучения сведений, полученных в ходе расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период, выработки общих подходов к их исторической оценке распоряжением Премьер-министра Республики Беларусь Р. А. Головченко от 1 декабря 2022 г. № 409р создана временная межведомственная рабочая группа (далее – межведомственная группа).

По состоянию на 21.06.2023 г. межведомственная группа постановила: «С учетом работы по верификации документов по пострадавшим в годы Великой Отечественной войны населенным пунктам считать их общее количество не менее 11 726; по пострадавшим населенным пунктам, повторившим трагическую судьбу Хатыни («Хатынский список»), считать их общее количество не менее 270».

В 2023/2024 учебном году в учреждениях общего среднего образования необходимо обеспечить системное использование в образовательном процессе информационно-аналитических материалов и документов о геноциде белорусского народа, предоставленных Генеральной прокуратурой.

Обращаем внимание, что с учетом того, что расследование уголовного дела Генеральной прокуратурой продолжается, при подготовке к учебным занятиям, воспитательным мероприятиям необходимо уточнять фактологические данные на официальном сайте Генеральной прокуратуры Республики Беларусь в разделе «Актуальные сведения о ходе расследования уголовного дела» (https://prokuratura.gov.by/ru/activity/rassledovanie-ugolovnogo-dela-o-genotside/aktualnye-svedeniya-o-khode-rassledovaniya-ugolovnogo-dela/).

Задачами изучения в учреждениях общего среднего образования вопросов геноцида белорусского народа во время Великой Отечественной войны и послевоенный период с использованием информационно-аналитических материалов и документов по расследованию уголовного дела являются:

доведение до учащихся объективной информации о целенаправленном уничтожении населения БССР, зверствах, совершенных немецко-фашистскими оккупантами и их пособниками на территории нашей страны в годы Великой Отечественной войны;

осмысление и понимание учащимися понятия «геноцид белорусского народа»;

формирование у учащихся коллективной исторической памяти, умения противостоять попыткам фальсификации событий Великой Отечественной войны и реабилитации нацизма;

осознание учащимися своей ответственности как граждан за предотвращение распространения идей нацизма.

С целью эффективного решения указанных выше задач к 2023/2024 учебному году будут изданы учебные пособия «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» для учащихся IIV, VIX, XXI классов, в основу которых будут положены информационно-аналитические материалы и документы о геноциде белорусского народа, предоставленные Генеральной прокуратурой. Электронные версии учебных пособий будут размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Информация для педагогов / Расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа

  1. Использование информационно-аналитических материалов и документов о геноциде белорусского народа в процессе обучения учебным предметам

Обращаем внимание, что вопросы, связанные с геноцидом белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период, должны изучаться с учетом возрастных особенностей обучающихся. При организации их изучения необходимо учитывать, что материалы отражают самые трагические страницы истории Великой Отечественной войны, это требует тщательного отбора информации для разных возрастных категорий учащихся.

2.1. На І ступени общего среднего образования целенаправленно с материалами о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны необходимо познакомить учащихся на учебных занятиях по учебным предметам «Літаратурнае чытанне», «Чалавек і свет. Мая Радзіма – Беларусь».

В содержание учебной программы по учебному предмету «Літаратурнае чытанне» включены произведения на военную тему, в том числе для внеклассного чтения (например, книга «Ніколі не забудзем», в которой собраны рассказы детей – свидетелей войны). При обсуждении содержания произведений на тему Великой Отечественной войны необходимо рассказывать учащимся о планах фашистской Германии по уничтожению населения Беларуси и результатах их политики на оккупированной территории Беларуси, в том числе приводить актуальные данные о количестве населенных пунктов, пострадавших в годы Великой Отечественной войны, повторивших трагическую судьбу Хатыни.

При изучении учебного предмета «Чалавек і свет. Мая Радзіма – Беларусь» учащиеся IV класса узнают о событиях, произошедших в 1943 году в Хатыни, о немецком концлагере для детей в поселке Красный Берег. При изучении этих вопросов также необходимо акцентировать внимание учащихся на новых сведениях о пострадавших в годы Великой Отечественной войны населенных пунктах и других проявлениях геноцида.

Обращаем внимание, что в содержание электронной версии учебного пособия «Чалавек і свет. Мая Радзіма – Беларусь», которая размещена на национальном образовательном портале в разделе «Электронная библиотека», внесена представленная Генеральной прокуратурой актуальная информация в виде подстрочной сноски.

Справочно:

В учебном пособии «Чалавек і свет. Мая Радзіма – Беларусь» для IV класса (§ 25–26 «Беларусь у гады Вялікай Айчыннай вайны», с. 109) подстрочная сноска изложена по состоянию на 21.06.2023 г. в следующей редакции: «У ходзе расследавання Генеральнай пракуратурай Рэспублікі Беларусь крымінальнай справы аб генацыдзе беларускага народа ў гады Вялікай Айчыннай вайны і пасляваенны перыяд устаноўлена колькасць знішчаных разам з жыхарамі і не адноўленых пасля вайны вёсак – не менш за 270».

При изучении на І ступени общего среднего образования вопросов геноцида белорусского народа необходимо использовать:

учебное пособие для учащихся I–IV классов «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны»;

«Метадычныя рэкамендацыі па вывучэнні палітыкі генацыду беларускага народа ў гады Вялікай Айчыннай вайны з выкарыстаннем інфармацыйна-аналітычных матэрыялаў і дакументаў аб генацыдзе, сабраных Генеральнай пракуратурай Рэспублікі Беларусь»; прэзентацыю «Трагедыя беларускага народа ў гады Вялікай Айчыннай вайны» (IV клас).

Указанные материалы размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Информация для педагогов / Расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа

2.2. Изучение вопросов, связанных с геноцидом белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, на учебных занятиях по учебным предметам «Беларуская літаратура», «Русская литература», «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» в VXI классах.

При изучении на учебных занятиях по белорусской и русской литературе произведений, посвященных Великой Отечественной войне, необходимо формировать у учащихся понимание того, что насильственная смерть даже одного человека является страшной трагедией, а в условиях геноцида, который связан с массовым истреблением людей, приобретает характер общенационального бедствия, последствия которого в полной мере ощутимы и сегодня.

При изучении таких произведений, как «Васількі» М. Лынькова (V класс), «Проня» А. Пысина, «Два полі» А. Вертинского, «Салодкія яблыкі» В. Адамчика, «Над спаленай вёскай» А. Кулешова, «Иван» В. Богомолова (VI класс); «Незагойная рана» В. Быкова, «З вайны сустрэлі мацяркі сыноў...» В. Зуенка, «Дзяўчаты мінулай вайны» Е. Лось (VII класс); «Жураўліны крык» В. Быкова, «Маці» А. Кулешова, «Судьба человека» М. Шолохова, «Клятва», «Мужество» А. Ахматовой, «Жди меня» К. Симонова, «Враги сожгли родную хату» М. Исаковского (VIII класс); «Memento mori» Я. Брыля (IX класс), «А зори здесь тихие…» Б. Васильева (IX класс); «Знак бяды» В. Быкова (ХI класс), целесообразно продемонстрировать учащимся фото- и видеодокументы, копии подлинных документов, свидетельствующих о геноциде белорусов.

При изучении стихотворения «Над спаленай вёскай» А. Кулешова рекомендуется показать учащимся интерактивную кадастровую карту Республики Беларусь «Сожженные деревни» (map/nca/by/layers / слои / дополнительные слои / сожженные деревни).

В процессе изучения обзорных тем, посвященных развитию литературы в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период, рекомендуется обратиться к документальным материалам о геноциде белорусского народа (например, о расстреле детей Домачевского детского дома Брестской области; деятельности Особой бригады СС «Дирлевангер», зверствах в лагерях смерти Тростенец, Дрозды, Шталаг 352 (Масюковщина), Озаричи, Колдычево, насильственном угоне белорусов на принудительные работы и др.).

Использование документов о геноциде белорусского народа на учебных занятиях по учебным предметам «Беларуская літаратура», «Русская литература» позволит «приблизить» учащихся к историческим событиям, а также усилить эмоциональное восприятие художественных произведений, вызвать эмоциональный отклик. Опора на уже имеющиеся у учащихся знания из истории собственной семьи, семей близких родственников, знакомых позволит лучше понять гражданскую позицию писателей, проявляющуюся в произведениях о войне, осознать документальную, жизненную основу произведений, посвященных этой теме.

На учебных занятиях по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» при изучении темы «Искусство о войне: музы не молчали» рекомендуется использовать произведения искусства, отражающие мемориальный комплекс «Хатынь» (скульптура «Непокоренный человек»), мемориальный комплекс «Тростенец»; цикл картин М. Савицкого «Цифры на сердце».

Обращаем внимание, что при проведении учебных занятий по учебным предметам «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», «Беларуская літаратура», «Русская литература» необходимо использовать:

учебные пособия для учащихся VIX, XXI классов «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны»;

методические рекомендации по освещению политики геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны с использованием информационно-аналитических материалов и документов по расследованию уголовного дела, предоставленных Генеральной прокуратурой;

презентации «Политика геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» (для II и III ступеней общего среднего образования), разработанные на основе материалов, предоставленных Генеральной прокуратурой. Презентации дополнены актуальной информацией о количестве уничтоженных вместе с жителями и не восстановленных после войны деревень.

Указанные материалы размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Информация для педагогов / Расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа.

2.3. Вопросы, связанные с политикой геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, системно изучаются в IX и XI классах на уроках истории Беларуси.

С 2022/2023 учебного года учебные программы по истории Беларуси для IX и XI классов дополнены следующими вопросами о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период:

IX класс: сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне; Закон Республики Беларусь № 146-З от 5 января 2022 г. «О геноциде белорусского народа»;

ХI класс (базовый уровень): участие белорусских коллаборационистов в реализации оккупационной политики германских нацистов на территории Беларуси; геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны; сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне; Закон Республики Беларусь № 146-З от 5 января 2022 г. «О геноциде белорусского народа»;

XI класс (повышенный уровень): преступления польских и украинских националистов против мирного населения БССР в послевоенный период; участие белорусских коллаборационистов в реализации оккупационной политики германских нацистов на территории Беларуси; преступления украинской, латышской, литовской вспомогательной полиции; участие Армии Крайовой в геноциде белорусского народа.

Обращаем внимание, что с целью включения в образовательный процесс актуальных материалов о результатах расследования Генеральной прокуратурой уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период в электронные версии учебных пособий по учебному предмету «История Беларуси» для IX и XI классов, размещенные на национальном образовательном портале в разделе «Электронная библиотека», введены подстрочные сноски.

Справочно:

В учебном пособии для IX класса «История Беларуси, 1917 г. – начало XXI в.» (§13 «Германский оккупационный режим на территории Беларуси в 1941–1945 гг.») на с. 71, 72, 73, 75 подстрочные сноски изложены в следующей редакции: «В ходе расследования Генеральной прокуратурой Республики Беларусь уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период установлены иные данные. Актуальные сведения в ходе расследования уголовного дела можно получить по ссылке https://qr.adu.by/sl/GdrAICfRr». На с. 74 подстрочная сноска изложена по состоянию на 21.06.2023 г. в следующей редакции: «В ходе расследования Генеральной прокуратурой Республики Беларусь уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период: [4] – установлено, что количество уничтоженных полностью либо частично, в том числе вместе с жителями, сельских населенных пунктов – не менее 11 726; [5] – установлено, что количество уничтоженных вместе с жителями и не восстановленных после войны деревень – не менее 270».

В учебном пособии для XI класса «История Беларуси, XIX – начало XXI в.» (§16–17 «Беларусь в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн») на с.130, 132 подстрочные сноски изложены в следующей редакции: «В ходе расследования Генеральной прокуратурой Республики Беларусь уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период установлены иные данные. Актуальные сведения в ходе расследования уголовного дела можно получить по ссылке https://qr.adu.by/sl/GdrAICfRr». На с. 131 подстрочная сноска изложена по состоянию на 21.06.2023 г. в следующей редакции: «В ходе расследования Генеральной прокуратурой Республики Беларусь уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период: [3], [4] – установлены иные данные, актуальные сведения можно получить по ссылке https://qr.adu.by/sl/GdrAICfRr»; [5] – установлено, что количество уничтоженных полностью либо частично, в том числе вместе с жителями, сельских населенных пунктов – не менее 11 726; [6] – установлено, что количество уничтоженных вместе с жителями и не восстановленных после войны деревень – не менее 270».

2.4. Изучение учебного модуля «Великая Отечественная война советского народа». В 2023/2024 учебном году учащиеся IX класса продолжат изучать модуль «Великая Отечественная война советского народа».

При его изучении необходимо использовать, кроме учебных пособий по всемирной истории и истории Беларуси:

учебное пособие для учащихся V–IX классов «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны»;

учебно-методический комплекс «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)» (далее – УМК), который включает в себя учебное пособие для IX (XI) класса, учебно-методическое пособие для учителей, хрестоматию.

Тема геноцида белорусского народа отражена во всех компонентах УМК. При их подготовке использованы информационно-аналитические материалы и документы, предоставленные Генеральной прокуратурой.

В учебном пособии тема геноцида белорусского народа представлена в параграфах 4, 7, 8, 10–11, 17, 18 как в основном тексте, так и в документах, приведенных после параграфов.

В учебно-методическом пособии представлена расширенная информация о коллаборационизме, использовании бело-красно-белого флага и герба «Погоня», деятельности националистических вооруженных формирований, лагерях смерти и местах массового уничтожения людей на территории Беларуси (лагерь уничтожения Тростенец, концентрационный лагерь Дрозды, Шталаг 352 (Масюковщина), Озаричский лагерь смерти, концентрационный лагерь Колдычево); дополнительно приведен ряд исторических документов.

Обращаем внимание, что в помощь учителям истории на национальном образовательном портале создан раздел «Учебный модуль “Великая Отечественная война”», в котором размещены информационные и учебно-методические материалы, в том числе:

информационно-аналитические материалы и документы о геноциде белорусского народа, предоставленные Генеральной прокуратурой;

методические рекомендации по освещению политики геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны с использованием информационно-аналитических материалов и документов по расследованию уголовного дела, предоставленных Генеральной прокуратурой;

презентации «Политика геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» (для II и III ступеней общего среднего образования), разработанные на основе материалов, предоставленных Генеральной прокуратурой. Презентации дополнены актуальной информацией о количестве уничтоженных вместе с жителями и не восстановленных после войны деревень;

электронные версии компонентов УМК «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)».

Обращаем внимание, что учебные пособия для учащихся «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны», презентации «Политика геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны» необходимо использовать в том числе при проведении внеклассных мероприятий с учащимися I–IV, V–IX и X–XI классов.

2.5. Выпускной экзамен по учебному предмету «История Беларуси». Вопросы о политике геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны включены в экзаменационные билеты для выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» по завершении обучения и воспитания учащихся на II ступени общего среднего образования, а также в билеты для проведения экзамена в порядке экстерната при освоении содержания образовательной программы среднего образования.

При подготовке учащихся к выпускному экзамену необходимо актуализировать информацию о результатах расследования Генеральной прокуратурой уголовного дела о геноциде белорусского народа.

Вторые вопросы экзаменационных билетов для выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» по завершении обучения и воспитания учащихся на II ступени общего среднего образования предусматривают выполнение практического задания, направленного на проверку умений учащихся работать с разными источниками исторической информации. В содержание практических заданий будут включены фрагменты информационно-аналитических материалов о результатах расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, предоставленных Генеральной прокуратурой.

Для подготовки учащихся к выполнению практических заданий необходимо использовать информационно-аналитические материалы, документы, размещенные на официальном сайте Генеральной прокуратуры Республики Беларусь в разделе «Актуальные сведения о ходе расследования уголовного дела» (https://prokuratura.gov.by/ru/activity/rassledovanie-ugolovnogo-dela-o-genotside/aktualnye-svedeniya-o-khode-rassledovaniya-ugolovnogo-dela/), документы, включенные в хрестоматию «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)», а также материалы учебного пособия для учащихся V–IX классов «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

предлагать учащимся вопросы и задания, направленные на определение личностного отношения к изучаемым событиям (почему необходимо изучать факты геноцида белорусского народа, что вы слышали о фактах геноцида от своих родных, как они оценивали эти события, для чего необходимо знать и сохранять историческую правду о преступлениях нацистов в годы Великой Отечественной войны и др.). Беседа, организованная с помощью таких вопросов, должна быть направлена на формирование эмоционально-ценностного отношения к политике геноцида, неприятия нацистской идеологии;

особое внимание уделять судьбам детей, которые стали жертвами войны, в том числе были насильственно угнаны на принудительные работы. С этой целью рекомендуется показать учащимся мемориальный комплекс «Детям – жертвам войны» (п. Красный Берег Жлобинского района), предложить прочитать открытое письмо жительницы белорусского поселка Шумилино Зинаиды Лишаковой, которая в 1943 г., будучи подростком, попала в лагерь смерти Освенцим;

обратить внимание учащихся на роль молодежи в сохранении исторической памяти о трагических событиях Великой Отечественной войны. С этой целью рекомендуется довести до учащихся информацию о том, что мемориальный комплекс «Хатынь» в рамках его реставрации получил статус Всебелорусской молодежной стройки. С такой инициативой к Главе государства обратились представители Белорусского республиканского союза молодежи во время обращения Президента с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию в январе 2022 г.

Изучение политики геноцида белорусского народа на III ступени общего среднего образования должно быть направлено на расширение и углубление знаний, сформированных на II ступени, совершенствование навыков работы с историческими источниками. В XI классе рекомендуется использовать задания проблемного характера, при выполнении которых учащиеся обосновывают свои суждения, приводят доказательства, осуществляют поиск информации по заданной теме в различных источниках; участвуют в организации и проведении учебно-исследовательской работы, в проектной деятельности.

С целью активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе изучения вопросов геноцида рекомендуется использовать интерактивные дидактические материалы по учебным предметам «Всемирная история», «История Беларуси» для II и III ступеней общего среднего образования, которые размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Электронные образовательные ресурсы / BoxApps.

Обращаем внимание, что в приложения к Инструктивно-методическому письму Министерства образования «Об организации в 2023/2024 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования» включен раздел «Использование информации о результатах расследования Генеральной прокуратурой Республики Беларусь уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период».

В 2023/2024 учебном году являются актуальными «Методические рекомендации по освещению политики геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны», которые были разработаны с использованием информационно-аналитических материалов и документов по расследованию уголовного дела, предоставленных Генеральной прокуратурой Республики Беларусь, а также презентации к ним. Указанные материалы размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Информация для педагогов / Расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа.

Информационно-аналитические материалы о геноциде белорусского народа, предоставленные Генеральной прокуратурой, необходимо использовать для организации проектной деятельности межпредметного характера. Примерами таких проектов могут быть:

проект «Голоса сожженных деревень». Цель – формирование исторической памяти на основе знаний об историческом прошлом и анализа художественных произведений. В ходе реализации проекта учащимся необходимо подобрать свидетельства очевидцев о фактах уничтожения жителей белорусских деревень, опубликованные в разных источниках, и сопоставить их с художественным воплощением в произведениях литературы. Результаты проекта могут быть оформлены в виде работы исследовательского характера, литературно-художественной композиции, альманаха, интерактивной карты, где будут отмечены сожженные населенные пункты и указаны художественные произведения, и др.;

проект «Имена моего города». Цель – углубление знаний учащихся об истории малой родины. В ходе реализации проекта учащиеся собирают сведения о героях Великой Отечественной войны, именами которых названы улицы города, в том числе о подпольщиках, партизанах, погибших от рук нацистов и предателей. На основе собранной информации учащимся предлагается написать художественное или публицистическое произведение (рассказ, стихотворение, эссе). Результаты проекта могут быть представлены в виде сборника художественных произведений, литературной композиции, тематической экспозиции «Имена моего города» и др.;

проект «Дети войны». Цель – углубление знаний об истории своей семьи, судьбах близких и родных людей, формирование у учащихся исторической памяти. Учащиеся обращаются к своим старшим родственникам, которые были детьми в годы войны, и записывают их воспоминания о событиях военных лет или о близких, переживших ужасы войны. Фактический материал может быть собран и представлен с использованием аудио- и видеоматериалов, записей на бумажных носителях.

Обращаем внимание, что в 2023/2024 учебном году в рамках Республиканской научно-практической конференции учащихся будет организована отдельная тематическая секция «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период», где будут представляться исследовательские работы учащихся по указанной теме.

  1. Использование информационно-аналитических материалов о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны в воспитательной работе

3.1. Классным руководителям, педагогам-организаторам, руководителям по военно-патриотическому воспитанию, педагогам дополнительного образования, заместителям директора по воспитательной работе необходимо использовать учебные пособия «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны», информационно-аналитические материалы и документы о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны при организации и проведении воспитательных мероприятий духовно-нравственной, патриотической направленности:

митингов-реквиемов, посвященных трагическим и героическим событиям Великой Отечественной войны, в том числе мероприятий, посвященных Дню всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа (22 июня);

классных и информационных часов, направленных на сохранение исторической правды о событиях Великой Отечественной войны;

«Уроков мужества», «Уроков Памяти», акций, диспутов военно-исторической направленности.

Справочно:

На национальном образовательном портале размещены:

учебные пособия для учащихся IIV, VIX, XXI классов «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны»: https://adu.by/ Главная / Информация для педагогов / Расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа;

информационно-методические материалы для единых «Уроков Памяти» («О чем звонят колокола Хатыни», «Нам этот мир завещано беречь»), разработанные с использованием информации о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, предоставленной Генеральной прокуратурой: https://vospitanie.adu.by/ / Организация воспитания / Единые уроки. Уроки Памяти;

рекомендации по использованию информации о дополнении «Хатынского списка»: Главная / Образовательный процесс. 2023/2024 учебный год / Общее среднее образование / Методические рекомендации, указания.

Данную информацию рекомендуется использовать при разработке содержания тематических мероприятий, приуроченных ко Дню Победы, Дню всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа, мероприятий, посвященных годовщине трагедии в Хатыни.

Информационно-аналитические материалы и документы о геноциде белорусского народа необходимо также использовать в процессе:

создания информационного пространства учреждения образования (например, для создания и обновления рубрики «Память и боль белорусской земли» на официальном сайте учреждения образования);

организации проектной деятельности учащихся по изучению истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны (создание родословной, семейной летописи, фотоальбомов «Боевой путь моего прадедушки», «Имена героев в памяти поколений», «Память сквозь годы»);

организации учебно-исследовательской работы в рамках деятельности научного общества учащихся;

организации поисково-исследовательской деятельности учащихся по установлению имен воинов, погибших на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны; изучению памятников, мест захоронений; составлению на этой основе новых экскурсионных маршрутов и интерактивных карт; обновлению банка данных о ветеранах Великой Отечественной войны;

подготовки и проведения встреч учащихся c ветеранами Великой Отечественной войны, малолетними узниками фашистских концентрационных лагерей;

организации и проведения выставок в библиотеках учреждений образования, посвященных жертвам геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны;

организации туристско-экскурсионной деятельности учащихся; подготовки и проведения тематических экскурсий для учащихся в своем регионе.

При выборе методов и форм воспитательной работы с учащимися необходимо учитывать их возрастные особенности.

В образовательном процессе рекомендуется использовать книгу «Срока давности не имеют… преступления фашизма против народов Советского Союза в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.», изданную в 2023 году в рамках проекта «Библиотека Союзного государства». Данный проект представляет издания, посвященные страницам общей истории Беларуси и России. В основу содержания книги положены материалы уголовного дела о геноциде белорусского народа, расследуемого Генеральной прокуратурой Республики Беларусь, а также решения судов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, вынесенные по искам прокуроров о признании преступлений, совершенных немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками против мирного населения и военнопленных в годы Великой Отечественной войны на территории бывшего СССР, геноцидом советского народа. Материалы книги можно использовать на уроках истории, факультативных занятиях в IX, XI классах при изучении тем, посвященных событиям Великой Отечественной войны, проведении тематических классных и информационных часов, внеклассных мероприятий, приуроченных к памятным датам и праздникам.

При организации мероприятий военно-патриотической направленности могут использоваться материалы созданного на основе архивных документов интернет-проекта «Белорусские деревни, сожженные в годы Великой Отечественной войны». Рекомендации по использованию материалов интернет-проекта и ссылки на него размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by / Организация воспитания / Методические рекомендации.

3.2. Организация школьных музеев, музейных экспозиций.

Важная роль в формировании у учащихся исторической памяти принадлежит школьным музеям и музейным экспозициям.

Школьные музеи (музейные экспозиции), посвященные событиям Великой Отечественной войны, жертвам геноцида белорусского народа, являются важным средством информирования учащихся о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. При их создании необходимо использовать информационно-аналитические материалы и документы о геноциде белорусского народа, предоставленные Генеральной прокуратурой, а также материалы поисковой деятельности, организованной непосредственно в учреждениях образования.

В 2023/2024 учебном году особое внимание рекомендуется уделить актуализации и обновлению экспозиций музеев с использованием актуальных сведений, полученных в ходе расследования Генеральной прокуратурой уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. Данная информация размещена на официальном сайте Генеральной прокуратуры Республики Беларусь в разделе «Актуальные сведения о ходе расследования уголовного дела» (https://qr.adu.by/sl/GdrAICfRr). Также рекомендуется при обновлении экспозиций использовать информацию о дополнении «Хатынского списка».

Потенциал школьных музеев (музейных экспозиций) должен использоваться при проведении учебных занятий и воспитательных мероприятий, посвященных теме геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.

3.3. Организация экскурсий. В рамках проведения факультативных занятий, внеклассных мероприятий в I–XI классах, изучения учебных предметов в X–XI классах рекомендуется организовывать посещение учащимися экскурсионных объектов и туристических маршрутов, отражающих события Великой Отечественной войны.

Перечни рекомендуемых экскурсионных объектов и туристических маршрутов, методические рекомендации по организации и проведению экскурсий для учащихся размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by / Организация воспитания / Методические рекомендации.

В Перечень экскурсионных объектов, рекомендуемых для посещения обучающимися I–XI классов в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий, включены в том числе памятные места, связанные с геноцидом белорусского народа в годы Великой Отечественной войны:

Государственный мемориальный комплекс «Хатынь» (Логойский район);

Мемориальный комплекс детям – жертвам фашизма (Жлобинский район, д. Красный Берег);

Памятник узникам Колдычевского лагеря смерти (д. Колдычево);

Мемориальный комплекс «Ола» (Светлогорский район);

Мемориальный комплекс «Тростенец» (Минский район);

Мемориальный комплекс «Урочище Борок» (Глубокский район);

Мемориальные комплексы «Проклятие фашизму», «Ходоровка» (Докшицкий район);

Мемориальные комплексы «Боль», «Куповать» (Сенненский район);

Мемориальный комплекс «Памяти сожженных деревень Могилевской области» (д. Борки, Кировский район);

Мемориальный комплекс «Огненные деревни Осиповичского района» (д. Гродзянка).

С целью повышения воспитательного потенциала экскурсий рекомендуется использовать на учебных и факультативных занятиях результаты ознакомления учащихся с памятными местами Беларуси, предлагать учащимся задания с опорой на знания, впечатления, представления, приобретенные во время экскурсий.

Использование в образовательном процессе материалов о геноциде белорусского народа, изучение истории преступлений нацистов и их пособников против мирного населения на оккупированной территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны должно быть направлено на формирование ценностного отношения учащихся к историческому прошлому своего народа, глубокое осмысление антигуманного характера геноцида, формирование у учащихся понимания необходимости предотвращения подобных явлений в мире.

свернуть