РУС БЕЛ ENG

О здоровье школьника

О пользе закаливания

Особенности закаливания детей

      

     Закаливание ребенка можно начинать практически в любом возрасте. Однако важнейшим условием является консультация с детским педиатром. Только после общения с врачом можно принять окончательное решение – нужно ли, и можно ли закаливать конкретного ребенка.


С чего начать закаливание?

  •  
    Закаливание воздухом

   Влияние на организм ребенка нужно начинать с местного закаливающего воздействия, прежде всего – воздухом, а затем, по мере прогресса, - солнцем и водой. Наиболее мягким способом закаливания являются воздушные ванны, которым ребенок подвергается несколько раз в день. Во-первых, во время переодевания и дневного сна, во-вторых, при занятиях физкультурой и/или гимнастикой

Продолжительность воздействия должна постепенно увеличиваться с 2-5 до 10 – 15 минут в день/

  •  
    Закаливание водой

   К этому этапу закаливания, как говорилось выше, ребенок должен быть подготовлен. Начинать следует с непродолжительных по времени и силе воздействия местных процедур, а затем переходить к общим процедурам.

   К местным процедурам относятся: обтирание, обливание и подмывание, среди которых обтирание считается наиболее мягкой закаливающей процедурой.

 

   В свою очередь, обливание оказывает более раздражающий эффект на иммунную систему организма. В виду этого продолжительность обливания ограничивают 15-25 секундами. Затем растирают тело ребенка теплым сухим полотенцем по появления легкого розового румянца на коже.

 

   Для маленьких детей (в возрасте 2-4 лет) начальная температура воды при обливании составляет около 30оC градусов (+-2 оC). Она должна постепенно снижаться, вплоть до 18- 16 оC. Снижается температура на 1-2 градуса каждые 2-3 дня.

 

Обратите внимание! Закаливающие водные процедуры нужно проводить через примерно через 40-50 минут после приема пищи. 

   Когда вы достигли заданной конечной температуры воды или воздуха, остановитесь, и продолжайте процедуры в фиксированном температурном диапазоне. Такая тренировка организма поможет ему привыкнуть и полностью адаптироваться к новым условиям. Иммунная система, словно мышца, должна привыкнуть к нагрузкам.

  •  
    Закаливание ультрафиолетом

   Воздействие ультрафиолетового излучения на человеческий организм особенно сильно отражается на иммунной системе. Вместе с этим излучением организм получается множество необходимых ему полезных веществ. Среди них особняком стоит витамин D, который иным способом получить достаточно сложно, т.к. он редко встречается в обыденных продуктах питания. Так что просто «накормить» ребенка этим витамином не получиться. Витамин D важен потому, что обеспечивает рост и развитие костей, а также предотвращает возникновение остеопороза и рахита.

 

   Опираясь на вышесказанное, световые (а заодно и воздушные) ванны показаны всем детям (и взрослым, кстати, тоже). Оптимальная температура воздуха для детишек в возрасте от 1 до 3 лет – около 20оC, желательно в безветренную погоду. Прекрасно, если при этом малыш будет играть, гулять, или проявлять любую другую двигательную активность. Продолжительность солнечных ванн в начале закаливания составляет около 5-7 минут, постпенно увеличиваясь до 35-40 минут (или более).

свернуть

Питание дошкольников

Питание ребенка дома и в детском саду

                                            

Питание детей 3-7 лет должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие детского организма, подготовить мышцы, кости и мозг к резкому возрастанию умственных и физических нагрузок и изменению режима, связанному с началом учебы в школе.

Для этого важно соблюдать несколько основных принципов питания:

  • Питание должно снабжать организм ребенка необходимым количеством энергии для двигательной, психической и прочей активности.
  • Питание должно быть сбалансированным, содержать пищевые вещества всех типов (так называемые нутриенты).
  • Важно, чтобы питание было разнообразным, только это является условием его сбалансированности. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возможную непереносимость каких-либо продуктов.
  • Необходимо соблюдать технологию обработки продуктов и приготовления пищи, соблюдать санитарные требования к помещениям, где производится приготовление пищи, сроки и условия хранения и т.д.

Белки

Источниками белка являются мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца (животные белки), а также хлеб, крупы, бобовые и овощи (растительные белки). Недостаток в рационе ребенка белков не только замедляет нормальный рост и развитие, но снижает устойчивость к воздействию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов. Поэтому белки должны постоянно включаться в рацион дошкольников и школьников.

Для того, чтобы белки хорошо усваивались и наиболее полно использовались клетками и тканями организма, необходимо не только достаточное количество белков, но и правильное соотношение их с количеством углеводов и жиров. Наиболее благоприятным сочетанием является 1 г белка на 1 г жира и 4 г углеводов.

Жиры

Источники жиров - это масло сливочное и растительное, сливки, молоко, молочные продукты (сметана, творог, сыр), а также мясо, рыба и др. Повышенное потребление продуктов с высоким содержанием жиров нежелательно.

Углеводы

Источники углеводов - это сахар, все сладкое, в том числе фрукты, кондитерские изделия, далее - овощи, хлеб, крупы, молочный сахар, содержащийся в молоке. Роль углеводов особенно важна из-за большой подвижности и физической активности детей. Большая работа мышц требует больших энергетических затрат, богатой углеводами пищи.

 

Таблица среднесуточной нормы физиологической потребности организма в основных микро- и макроэлементах

 

Название Функция Источник (продукты, содержащие элемент) Суточная норма для детей 3-7 лет
Кальций Формирование костей и зубов, системы свертывания крови, процессы мышечного сокращения и нервного возбуждения. Нормальная работа сердца. Молоко, кефир, ряженка, йогурт, сыр, творог. 800-1100 мг
Фосфор Участвует в построении костной ткани, процессах хранения и передачи наследственной информации, превращения энергии пищевых веществ в энергию химических связей в организме. Поддерживает кислотно-основное равновесие в крови. Рыба, мясо, сыр, творог, крупы, зернобобовые. 800-1650 мг
Магний Синтез белка, нуклеиновых кислот, регуляция энергетического и углеводно-фосфорного обмена. Гречневая, овсяная крупа, пшено, зеленый горошек, морковь, свекла, салат, петрушка. 150-250 мг
Натрий и Калий Создают условия для возникновения и проведения нервного импульса, мышечных сокращений и других физиологических процессов в клетке. Поваренная соль - натрий. Мясо, рыба, крупа, картофель, изюм, какао, шоколад - калий. Точно не установлена
Железо Составная часть гемоглобина, перенос кислорода кровью. Мясо, рыба, яйца, печень, почки, зернобобовые, пшено, гречка, толокно. Айва, инжир, кизил, персики, черника, шиповник, яблоки. 10-12 мг
Медь Необходима для нормального кроветворения и метаболизма белков соединительной ткани. Говяжья печень, морепродукты, бобовые, гречневая и овсяная крупа, макароны. 1 - 2 мг
Йод Участвует в построении гормона щитовидной железы, обеспечивает физическое и психическое развитие, регулирует состояние центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы и печени. Морепродукты (морская рыба, морская капуста, морские водоросли), йодированная соль. 0,06 - 0,10 мг
Цинк Необходим для нормального роста, развития и полового созревания. Поддержание нормального иммунитета, чувства вкуса и обоняния, заживление ран, усвоение витамина А. Мясо, ряба, яйца, сыр, гречневая и овсяная крупа. 5-10 мг

 

 

                 

                    Организация питания. Режим. Примерное меню

Важным условием является строгий режим питания, который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Причем 3 из них должны обязательно включать горячее блюдо. При этом на долю завтрака приходится приблизительно 25% суточной калорийности, на долю обеда 40%, полдника - 15%, ужина - 20%.

Чтобы обеспечить разнообразие блюд и правильное их чередование, меню желательно составлять сразу на несколько дней вперед, еще лучше - на целую неделю. Если молоко и молочные продукты должны входить в рацион питания ребенка ежедневно, то на завтрак, обед и ужин первые и вторые блюда желательно повторять не чаще, чем через 2-3 дня. Это также позволяет поддержать у дошкольника хороший аппетит. Следует избегать одностороннего питания - преимущественно мучного и молочного: у ребенка может возникнуть витаминная недостаточность даже в летне-осенний период.

Ориентировочно в сутки ребенок 4-6 лет должен получать следующие продукты:

  • молоко (с учетом идущего на приготовление блюд) и кисломолочные продукты - 600 мл,
  • творог - 50 г,
  • сметана - 10 г,
  • твердый сыр - 10 г,
  • масло сливочное - 20 - 30 г (в каши и на бутерброды),
  • обязательно растительное масло - 10 г (лучше в салаты, винегреты),
  • мясо - 120-140 г,
  • рыба - 80-100 г,
  • яйцо - 1/2-1 шт.,
  • сахар (с учетом кондитерских изделий) - 60-70 г,
  • пшеничный хлеб - 80-100 г,
  • ржаной хлеб - 40-60 г, крупы, макаронные изделия - 60 г,
  • картофель - 150-200 г,
  • различные овощи -300 г,
  • фрукты и ягоды - 200 г.

Полдник и ужин должны быть легкими. Это могут быть овощные, фруктовые, молочные, крупяные блюда. Но если у ребенка снижен аппетит, можно увеличить во время ужина не количество конкретного блюда, а его калорийность: пусть ужин будет более плотным, чем обед. Таким образом можно помочь развивающемуся организму справиться с возрастающими энергозатратами.

На завтрак хорош горячий напиток (кипяченое молоко, чай), которому предшествует любое горячее блюдо (например, омлет), не очень объемное и не требующее длительного времени на приготовление.

Во время обеда обязательно накормить ребенка супом или борщом. Ведь первые блюда на основе овощных или мясных бульонов являются сильными стимуляторами работы рецепторов желудка. Это способствует повышению аппетита и улучшению процесса пищеварения.

Детям очень полезны свежие овощи, фрукты, ягоды. Дошкольник может потреблять их сырыми или в виде приготовленных на их основе блюд. Салаты лучше предложить перед первыми и вторыми блюдами, так как они способствуют интенсивной выработке пищеварительных соков и улучшают аппетит. Если вы дадите салат и на завтрак, и на обед, и на ужин (пусть даже понемногу), будет особенно хорошо. Свежие фрукты идеально подходят для полдника. А вот в промежутках между едой их лучше ребенку не предлагать, особенно сладкие.

Яйца полезены для дошколят. Ведь в них содержится много витаминов A и D, фосфора, кальция, железа. В сыром виде давать яйца не следует, поскольку существует вероятность заражения сальмонеллезом.

У шестилетнего ребенка электролитный обмен еще неустойчив, поэтому излишнее поступление воды в его организм может создать дополнительную нагрузку на сердце и почки. Суточная потребность дошкольника в воде составляет в среднем 60 мл на 1 кг веса. Некоторые дети в жаркие летние дни очень много пьют. Но чтобы утолить жажду, не обязательно употреблять много жидкости. Важно научить малыша пить понемногу и маленькими глоточками. Можно просто ограничиться полосканием рта холодной водой.

Пищу дошкольникам уже не нужно готовить на пару и сильно измельчать. Можно готовить жареные блюда, хотя особенно увлекаться этим не следует, так как есть с опасность возникновения при обжаривании продуктов окисления жиров, которые раздражают слизистые, вызывают изжогу и боль в животе. Поэтому лучше всего тушить и запекать блюда в духовом шкафу.

свернуть

О пользе овощей и фруктов

 
                               
 
 
Наверное, каждый родитель слышал о пользе овощей и фруктов для детей. Но при этом мало кто может внятно ответить, в чем именно она состоит. Тем не менее, все педиатры мира настаивают на том, что фрукты и овощи должны быть важной составляющей детского рациона питания.

Одна из главных причин, почему ребенок должен есть достаточное количество фруктов и овощей, состоит в наличии в их составе значительного количества пищевых волокон. Эти компоненты крайне важны для полноценной работы всего пищеварительного тракта. Они также известны под названием клетчатка. Пищевые волокна помогают избежать запоров и дисбактериоза, они предупреждают болезни желчных путей и печени, а также гарантируют отсутствие лишнего веса. При наличии таких патологических состояний клетчатка способствует их эффективной коррекции.

Практически все овощи являются источниками антиоксидантов, такие полезные компоненты положительно сказываются на работе всех органов и систем, они защищают клеточки организма от агрессивного влияния разных факторов окружающей среды. Витамины и минералы, которыми богата растительная пища, крайне важны для полноценной работы иммунной системы, для профилактики самых разных вирусных и инфекционных заболеваний. Многие овощи имеют в своем составе кальций, нужный для полноценного развития костной системы, также они богаты калием, который важен для сердца малыша. Их польза для детей и в том, что большинство таких продуктов имеет в своем составе витамины группы В, необходимые для здоровья и полноценного развития нервной системы, для поддержания здоровья кожи и волос малыша. 

ТОП-7 самых полезных овощей для ребенка

  • Брокколи – источник селена, магния, калия, кальция, фосфора, железа и цинка, содержит витамины С, РР, Е, К, А. Один из самых полезных овощей, особенно в сыром или почти сыром виде.

  • Цветная капуста богата витаминами C, В1, В2, В6, РР, А, содержит натрий, калий, кальций, магний, фосфор, железо. В отличие от белокочанный, цветная капуста лучше переваривается.

  • Кабачки хороши тем, что при максимальном содержании полезных веществ практически не вызывают аллергии. Обладают мочегонным эффектом и нормализуют работу ЖКТ.

  • Зеленый лук богат витамином С и содержит хлорофилл – вещество, которое необходимо для кроветворения.

  • Морковь – источник каротина, укрепляет детские зубки и нормализует работу ЖКТ.

  • Свекла – источник йода, фосфора, многих витаминов. Поддержит сердце и нервную систему малыша, поможет при анемии С, нормализует работу ЖКТ.

  • Тыква богата калием, кальцием, железом, содержит невероятное количество каротина. Полезна для пищеварения высоким содержанием клетчатки.

свернуть

Режим дня школьника

Почему школьникам нужен режим дня?

В режиме школьника должно быть строго всё распределено: продолжительность занятий в школе и дома, прогулки, питание, сон - чередование труда и отдыха.
И это не случайно.
Когда человек соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это помогает организму легко и быстро переключаться, переходить из одного состояния в другое.
И от того, насколько правильно организован распорядок дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое и психологическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.

“Правильный” режим дня.

Правильно организованный режим дня школьника подразумевает:
  • Правильное чередование труда и отдыха 
  • Регулярный прием пищи 
  • Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну. 
  • Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур 
  • Определенное время для выполнения домашних заданий 
  • Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе. 

 

                                                     Примерный распорядок школьника

                            

Функции режима дня, как системы управления жизненными ценностями

Составляющие режима дня

 

Функции

 

Школа (занятия, перемены, еда, туалет)

 

Дисциплина, принятие, правила, уважение. Общение, игра, соц. адаптация, терпение, разрешение конфликтных ситуаций, уверенность в себе.

Мелкая моторика, внимание, умения, навыки.

Личностный рост.

Самооценка, самостоятельность, самоуважение. Удовольствие

Дорога из школы

 

Общение, поддержка, укрепление связи с ребенком.

Переключение, снятие напряжения.

Ориентация на местности, любознательность, кругозор, наблюдательность (Р)

Отдых

 

Свобода, самопознание, собственное пространство, расслабление, творчество, положительные эмоции, удовольствие

Занятия

Кружки

Творческий потенциал, интерес и желание учиться, новые друзья, общение по интересам.

Дисциплина, умение преодолевать трудности, саморазвитие.

Удовольствие

Домашнее задание

Самостоятельность, желание учиться, умение просить помощи, интерес.

Планирование, ответственность, воспитание воли, удовольствие

Помощь по дому

Помощь близким, трудолюбие, благодарность, ответственность.

Практические навыки, подготовка к будущей жизни.

Отдых

Прогулка, игра

Расслабление, радость, свобода выбора. Собственное пространство, способность самому себя занять.

Физическая активность, удовольствие.

TV, компьютер как средства «быть в социуме»

Еда (ужин)

 

Здоровье.

Культура еды, развитие вкуса.

Общение, традиции, укрепление семейных отношений, любовь, эмоциональный контакт (Р), удовольствие.

Подготовка к завтрашнему дню

 

Дисциплина, аккуратность, самостоятельность, ответственность (Р).

Настрой на завтрашний день.

Подготовка ко сну

 

Личное время, расслабление, гигиена.

Общение, семья (Р)

«Засыпание»

 

Укрепление семейных отношений, эмоциональная связь, удовольствие, позитивный настрой (Р)

Сон

 

Здоровье, эмоциональный отдых, разрядка или подзарядка

Подъем

 

Переход в активное состояние.

Навыки общения, организованность, гигиена. Укрепление семейных отношений (Р).

Завтрак

 

Семья, общение. Культура еды, этикет, традиция (Р).

Собранность.

Сборы в школу

 

Организованность, планирование, аккуратность, дисциплина, самостоятельность (Р).

Спокойствие, снятие напряжения, взаимопонимание.

Дорога в школу

 

Терпение, принятие действительности.

Общение, любовь и поддержка, позитивный настрой.

Ориентация в пространстве, любознательность (Р)

свернуть

Укрепляем иммунитет

ОКАЗЫВАЕТСЯ…

   …У большинства школьников в холодное время года наблюдается нехватка трех и более витаминов. Дефицит витаминов группы В наблюдается у половины детей, аскорбиновой кислоты- у каждого третьего ребенка, D- у каждого пятого. Только 5% родителей регулярно дают детям витаминные препараты. Однако ученикам старших и младших классов нужны разные витамины. С помощью иммунной системы наш организм борется с вирусами и микробами. Важно сохранить свои защитные силы в полной боевой готовности! Большую роль в укреплении организма играют занятия спортом, закаливание, и правильное питание!!! Вот хит-парад самых полезных для иммунитета продуктов:

  1. Свежие овощи и фрукты.
  2. Растительные масла, рыба жирных сортов.
  3. Мясо.
  4. Молочные и кисломолочные продукты.
  5. Чай.
  6. Холодец, бульоны, желе, морепродукты.

   СВЕЖИЕ ОВОЩИ И ФРУКТЫ

   Они богаты витаминами А, С и Е. Витамина С, защищающего нас от вирусов и инфекций, много в цитрусовых, ягодах и фруктах, овощах и зелени. Витамином А богаты сладкий перец, морковь, помидоры, ягоды шиповника. Витамин Е следует искать в орехах и семечках, свекле, шпинате и листьях салата. Очень полезен репчатый лук (содержит кверцетин), помидоры (содержат ликопен), грецкие орехи (содержат эллаговую кислоту)

 

 

МЯСО

   Дефицит белковой пищи вредно отражается на состоянии иммунитета, поэтому в сезон простуд неразумно полностью отказываться от мяса. Но мясо должно быть постным, с минимальным содержанием жира. Именно в таких сортах содержится много цинка, который защищает человека от различных инфекций, вырабатывая в организме белые кровяные клетки, борющиеся с вредными микробами и вирусами. Цинк с пищей можно получить также из морепродуктов, тыквенных семян и грибов.

МОЛОЧНЫЕ И КИСЛО-МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ,

   обогащенные живыми лакто- и бифидобактериями. Их еще называют пробиотиками. Помимо кефира и йогуртов к числу пробиотиков можно отнести такие природные антисептики, как лук, чеснок, артишоки и бананы.

 

 

РАСТИТЕЛЬНЫЕ МАСЛА, РЫБА ЖИРНЫХ СОРТОВ

   В этих продуктах содержатся уникальные омега-3 жирные кислоты, защищающие от множества заболеваний.

ЧАЙ

Одна чашка черного или зеленого чая в день - отличная профилактика простуд. В чае антиоксидантов даже больше, чем в овощах и фруктах.

ХОЛОДЕЦ, БУЛЬОН, ЖЕЛЕ И ВСЕ ЖЕЛЕОБРАЗУЮЩИЕ ПРОДУКТЫ, А ТАКЖЕ МОРЕПРОДУКТЫ.

   Все они содержат мукополисахариды – вещества, которые входят в состав межклеточного вещества. Они очень важны для укрепления суставов, костей, сердечно-сосудистой системы, а также для нормального функционирования иммунной системы.

свернуть

Здоровое питание школьника

Памятка родителям о необходимости здорового питания школьника

   Полноценное и правильно организованное питание- необходимое условие долгой и полноценной жизни, отсутствия многих заболеваний. Мы, родители, в ответственности за то, как организовано питание наших детей.

ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ:

  1. Ребенок должен есть разнообразные пищевые продукты. Ежедневный рацион ребенка должен содержать около 15 наименований разных продуктов питания. В течение недели рацион питания должен включать не менее 30 наименований разных продуктов питания.
  2. Каждый день в рационе питания ребенка должны присутствовать следующие продукты: мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие овощи и фрукты. Ряд продуктов: рыба, яйца, сметана, творог и другие кисломолочные продукты, сыр - не обязательно должны входить в рацион питания каждый день, но в течение недели должны присутствовать 2-3 раза обязательно.
  3. Ребенок должен питаться не менее 4 раз в день. 7.30- 8.00 завтрак (дома, перед уходом в школу) 10.30- 11.30 горячий завтрак в школе 14.00- 15.00 обед в школе или дома 19.00- 19.30 ужин (дома)
  4. Следует употреблять йодированную соль.
  5. В межсезонье (осень- зима, зима- весна) ребенок должен получать витаминно- минеральные комплексы, рекомендованные для детей соответствующего возраста.
  6. Для обогащения рационно питания школьника витамином «С» рекомендуем ежедневный прием отвара шиповника.
  7. Прием пищи должен проходить в спокойной обстановке.
  8. Если у ребенка имеет место дефицит или избыток массы тела, необходима консультация врача для корректировки рациона питания.
  9. Рацион питания школьника, занимающегося спортом, должен быть скорректирован с учетом объема физической нагрузки.
свернуть